Форум » Наши увлечения » Опера и ее "младшенькие" » Ответить

Опера и ее "младшенькие"

Тали: Поговорим об опере, оперетте и мюзикле.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Тали: В старинном шарже русского юмористического журнала «Будильник», в 1875 году, шокированная Опера допрашивает Аполлона: — Зачем ты допустил явиться на свет этой полунагой бесстыднице? Она извращает музыкальный вкус моих поклонников и развивает в них цинизм и грубые страсти; она высмеивает все, даже Олимп, и при этом имеет дерзость называться моею младшей сестрой. И Аполлон отвечает: — Что делать, дитя мое! Эта незаконнорожденная дочь искусства создана духом времени, перед которым мы, олимпийцы, давно уже бессильны… Современное человечество до такой степени привыкло презирать себя, что совершенно утратило способность и желание производить в искусстве что-нибудь кроме шутовских пасквилей на самого себя. Это самобичевание для него, впрочем, полезно: оно также вызвано потребностью времени и не дает человечеству позабывать о том, что оно еще не вышло из шаловливого детства и частенько заслуживает ударов сатирического бича. Так юмористы рассуждали об оперетте сто лет тому назад. Вековой путь мирового опереточного театра —это история непреходящей дискуссии. Оффенбах и его последователи вторглись в жизнь европейской сцены как непрошеные гости. Их никто но звал. Они появились, как шумные проказники, и на них стали коситься, допытываясь, кто они такие, откуда, зачем пожаловали, чего добиваются. А главное: во что веруют. И, вообще, имеют ли право сидеть за одним столом с признанными хозяевами пира — драмой, трагедией, оперой, балетом. Кое-как, потеснившись, с неохотой допустили к столу водевиль. А тут еще оперетта… С тех пор много воды утекло, и представление о сатирическом жале, как главном оружии опереточного жанра, давно уже позабылось. Оперетта меняла вехи, отвергала своих недавних кумиров, возводила на трон новых. Муза западной оперетты, заметно постарев в Париже, затем омолодилась в Вене, а ныне, кажется, ищет секрета третьей молодости на нью-йоркском Бродвее. А полемика продолжается… В самом факте, что об оперетте продолжают спорить, есть что-то заставляющее призадуматься. О нестоящем не стали бы дискутировать целое столетие. Полагают, что в спорах рождается истина. Если это так, то дискуссия весьма полезна. Оперетта словно бы остановилась на полпути между музыкальным театром и драматическим.

marina: Хм... Интересная темка! Пожалуй, стоит поразмыслить на поставленной проблемкой... Я как-то особенно не задумывалась над ней.

OFFelya: Тали , ты как всегда безподобна! Вечно как закрутишь... И так быстро, так легко... говоришь о вещах , мягко говоря, не совсем простых для понимания и восприятия нам - людям ХХІ столетия..., еще и не музыкантам и не меломанам даже... Впечатляет однако!


Тали: Девочки, это не мои слова. Мне нужно было поставить кавычки. Но мое личное восприятие проблемы вполне совпадает с тем, что здесь сказано (к сожалению, автора не знаю). Если рассуждать от себя, скажу, что, на мой взгляд, мюзикл конца ХХ века очевидно тяготеет к драматизму и даже трагичности сюжета, что было не свойственно классической оперетте (или тому, что мы под этим наименованием понимаем), носившей более комедийный, сатирический и романтический характер. Даже создается впечатление, что искусство музыкального театра в некотором смысле "ходит кругами". Как популярная в XVIII веке опера-буфф сменилась трагическими сюжетами вердиевско-веристского репертуара, так легаро-штраусовская оперетта передала эстафету мюзиклам "по мотивам" произведений Шекспира, Гюго и т.д. Тенденция сама по себе любопытная. Что вы об этом думаете?

OFFelya: Тали пишет: мюзикл конца ХХ века очевидно тяготеет к драматизму и даже трагичности сюжета, что было не свойственно классической оперетте (или тому, что мы под этим наименованием понимаем), носившей более комедийный, сатирический и романтический характер Итак, мюзикл - это разновидность оперетты? (я так понимаю...)

OFFelya: Тали пишет: Как популярная в XVIII веке опера-буфф сменилась трагическими сюжетами вердиевско-веристского репертуара, так легаро-штраусовская оперетта передала эстафету мюзиклам "по мотивам" произведений Шекспира, Гюго и т.д. Тенденция сама по себе любопытная. Может быть дело во времени, в котром мы живем...

Тали: Не знаю, правильно ли употреблять слово "разновидность". Я бы сказала видоизмененная форма. Я не занималась подробно изучением этого вопроса, но с удовольствием займусь. Определенная общность бросается в глаза, но почему возникло другое название? Надо поискать информацию.

OFFelya: Вот краткая и, на мой взгляд, доступная информация - все из той же википедии... Мю́зикл (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми. Мюзикл — постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссером-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению. Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров. При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль. Зарождение мюзикла Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка Black Crook, где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления. Развитие в Америке В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931). При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», 1943), «Карусель» («Carousel», (1945), «Юг Тихого океана» («South Pacific» (1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики. После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии. Дальнейшее развитие В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера. Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй». Наиболее известные мюзиклы Бродвейские мюзиклы Мировую известность жанру принесли бродвейские мюзиклы. My Fair Lady / «Моя прекрасная леди»: музыка: Фредерик Лоу, либретто и песенные тексты: Алан Джей Лернер (1956) Sound of Music, The / «Звуки музыки» музыка: Ричард Роджерс, либретто: Ховард Линдсей & Рассел Круз, песенные тексты: Оскар Хаммерстайн (1959) Oliver! / «Оливер!»: музыка, либретто и песенные тексты: Лайонел Барт (1960) Fiddler on the Roof / «Скрипач на крыше» музыка: Джерри Бок, либретто: Джозеф Стайн, песенные тексты: Шелдон Харник (1964) Jesus Christ Superstar / «Иисус Христос — суперзвезда» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, песенные тексты: Тим Райс (1970) Miserables, Les / «Отверженные»: музыка: Клод-Мишель Шонберг, либретто: Ален Бублиль (1980) Cats / «Кошки» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, либретто: Т. С. Элиот (1981) 42nd Street / «Сорок вторая улица»: музыка: Гарри Уоррен, песенные тексты: Эл Дабин, либретто: Марк Брэмбл и Майк Стюарт (1981) Phantom of the Opera, The / «Призрак Оперы» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, либретто: Ричард Стилгоу и Эндрю Ллойд-Уэббер, песенные тексты: Чарльз Харт (1986) Jekyll & Hyde / «Джекилл и Хайд» музыка: Фрэнк Уайлдхорн, либретто и текст песен: Лесли Брикэсс (1989) Трехгрошовая опера / музыка: Курт Вайль, либретто: Бертольт Брехт (по «Трехгрошовому роману») Французские мюзиклы По началу, во Франции мюзиклы пошли иным путём: они были менее зрелищны и обходились минумумом декораций (по сравнению с бродвейскими) и в целом больше напоминали концерты нескольких эстрадных певцов. Ярким примером этому может служить оригинальная версия мюзикла Риккардо Коччанте и Люка Пламондона Nôtre-Dame de Paris. Но со временем вкусы менялись, и в последние годы Франция предствила довольно красочные, в плане костюмов и декораций, музыкальные спектакли, такие как Romeo et Juliette, Autant en Emporte le Vent, Le Roi Soleil и пр. Starmania / «Стармания»: музыка: Мишель Берже, либретто: Люк Пламондон (1979) Misérables, Les / «Отверженные»: музыка: Клод-Мишель Шонберг, либретто: Ален Бублиль (1980) La legende de Jimmy / «Легенда о Джимми»: музыка: Мишель Берже, либретто: Люк Пламондон (1990) Nôtre-Dame de Paris / Собор Парижской Богоматери": музыка: Риккардо Коччанте, либретто: Люк Пламондон (1998) Romeo et Juliette / «Ромео и Джульетта»: музыка: Жерар Пресгурвик, либретто: Жерар Пресгурвик (2000) Ali Baba / «Али Баба»: музыка: Chatel Aboulker (12 июня 2001) Les Dix Commandements / «10 заповедей»: музыка: Паскаль Обиспо (2001) Le Petit Prince / «Маленький принц»: музыка: Риккардо Коччанте, либретто: Элизабет Анаис(2002) Don Juan / «Дон Жуан»: музыка: Феликс Грей (3 августа 2003) Le Roi Soleil / «Король Солнце»: музыка: Альберт Коэн, либретто: Эли Шураки (2005) Dracula, Entre l’amour et la mort / «Дракула: между любовью и смертью»: музыка: Симон Леклерк, либретто: Роже Табра (2005)- канадский мюзикл на французском языке Российские мюзиклы «Орфей и Эвридика» — пожалуй, основоположник русского мюзикла. До сих пор звучит в исполнении Санкт-Петербургского театра «Рок-опера» «Юнона и Авось» — рок-опера Алексея Рыбникова, впервые исполнена на сцене «Ленкома» в 1981 году. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — спектакль был издан на виниловой пластинке в СССР. «Норд-Ост» — первый русский мюзикл мирового класса. Поставлен Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко «12 Стульев» — российский мюзикл по мотивам одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова

marina: OFFelya Орфей и Эвридика и Юнона и Авось - это несколько другой жанр - это рок-оперы. Их так и называют. Ты сама же об этом и пишешь. Их как-то не принято причислять к мюзиклам, так же как и Иисус Христос - суперзвезда. Вот, помнится, и композитор Рыбников о своем произведении Юнона и Авось, иначе как о рок-опере и не говорил. Забавно, что большинство из перечисленных прозведений музыкальной комедией назвать ну никак нельзя. Просто сюжет не комедийный... Наверное, нужно еще дать определение рок-опере.

OFFelya: marina , это не я пишу - это википедия пишет... Что же я сама могу об этом написать?... Кроме того, что выложить найденное в инете...

Тали: OFFelya Спасибо за представленную информацию! Полностью ли она верна - другой вопрос. Мы, похоже, взялись обсуждать явление, о котором до сих пор нет общепринятого представления. А это еще интереснее. marina пишет: большинство из перечисленных прозведений музыкальной комедией назвать ну никак нельзя. Просто сюжет не комедийный... Вот и я о том же. Жанр эволюционирует, а критика, очевидно, отстает. Ситуация сверхлюбопытная. Рядом обнаружился другой - рок-опера. Как все запущено!

marina: OFFelya Я поняла, что википедия, но разговаривать то я с ней не могу... Вот и обращаюсь к тебе, как к тому, кто эту инфу притащил. Не серчай... Интересно то, что специалисты, которые занимаются составлением энциклопедий, википедию энциклопедией не признают, потому что много данных, которые в ней помещены не выверены и считать их верными никак нельзя. В чем мы с вами, кстати, и убеждаемся хотя бы на последнем примере.

OFFelya: marina , да я не серчаю совсем! Можно и про Рок-оперы поискать...

OFFelya: Вот... Есть кое-что интересное об оперетте и мюзикле... Призываю всех не забывать о том, что мы не профессионалы, и МОЖЕМ чего-то не допонимать... Оперетта – это жанр легкой оперы, термин относится и к музыке, и к содержанию. Обычно часть либретто проговаривают, а не поют. Вместо того, чтобы продвигаться от одного музыкального номера к другому, певцы чередуют музыкальные сегменты (например ария, речитатив, хор) диалогами без какого-либо пения или музыкального сопровождения, хотя иногда некоторые музыкальные темы тихо играются под диалогом. И потому короткие речитативные вступления не используются в оперетте, тем более, как введение в песню. Оперетты часто считают "менее серьезными", чем оперы, хотя их часто пишут, чтобы создать комический (или даже фарсовый) сюжет, а не жанр музыки. Актуальная сатира – это особенность присущая многим опереттам, хотя конечно это также верно и для некоторых "серьезных" опер. Прежде опера выражала политику в некоторых странах, типа Франции. Например, причиной названия главного героя в опере " Robert le Diable " послужили обстоятельства родительского конфликта и решение короля Франции в его первой постановке. Оперетта – это предшественник современной музыкальной комедии. В то же самое время она продолжила существовать рядом с более новой формой – они продолжили влиять друг на друга. Существует фундаментальное, но тонкое различие между двумя формами - и это различие весьма полезно, если мы признаем, что ничего здесь не ясно, просто или однозначно. Большинство оперетт может быть описано как легкие оперы с действием, тогда как большинство мюзиклов ближе к тому, чтобы быть пьесами с пением. Это можно лучше всего заметить в исполнителях, выбираемых в двух этих формах. Состав оперетты обычно является классически обученными оперными певцами. Действительно, нет по существу никакого различия между партитурами для оперы и оперетты, за исключением легкости оперетты. Актеры мюзикла тоже поют, но обычно не в оперном стиле. С большинством "отличительных определений" мы можем разделить эти две формы, однако, это различие весьма часто стирается. Гильберт, например, сказал, что он предпочел использовать актеров, которые могли петь для его постановки, в то время как Эцьо Пинца, великий Дон Джованни, появился на Бродвее в «South Pacific», и с особенным стилем опереточного вокала и в «Show Boat» (1927) Бернштейна, и в анимированной «Белоснежке» Уолта Диснея (1937) среди других. Оперетта выросла из французской opеra comique в середине 19-го столетия, удовлетворяя потребность в коротких, легких работах в отличие от большого развлечения все более и более серьезной opera comique. К этому времени часть "comique" в названии жанра стала вводить в заблуждение: «Кармен» (1875) - пример opеra comique с трагическим сюжетом. Opera comique доминировала над французской оперной сценой, начиная с отклонения трагедийной лирики. Жаку Оффенбаху обычно приписывают то, что он написал первые оперетты, типа его «Красавицы Елена» (1864). Роберт Планкетт, Андре Мессажер и другие продолжили эту традицию. Самым существенным композитором оперетты на немецкомм языке был австрийский композитор Иоганн Штраус, младший (1825-1899). Его первая работа в этом жанре – «Indigo und die vierzig Rдuber»(1871), хотя его третья оперетта «Die Fledermaus»(«Летучая мышь») (1874), стала самой исполняемой опереттой в мире и осталась его самой популярной сценической работой. Его либретто было основано на комедии, написанной либреттистами Оффенбаха. Фактически, Штрауса, возможно, убедил написать оперетту непосредственно Оффенбах, хотя теперь предполагают, что это, возможно, была его первая жена, Генриетта Треффз, которая неоднократно поощряла Штрауса пробовать писать для театра. В целом, он написал 16 оперетт и одну оперу за всю его жизнь, главным образом, с большим успехом при первом показе, хотя о них теперь в значительной степени забыли, так как его более поздние либреттисты не были очень талантливы, и он работал независимого от сюжета. Его оперетты, вальсы, польки и марши часто имеют венский стиль, и его большая популярность заставила многих думать о нем как о национальном композиторе Австрии. Фактически, когда его сценические работы впервые исполнялись, Венский Театр никогда не был в состоянии поместить огромные толпы желающих, и после многих из номеров, аудитория шумно вызывала актеров на бис. Франц фон Зуппе, современник Штрауса, составлял его оперетты после Оффенбаха. Венская традиция была продолжена Францом Лехаром, Оскаром Стросом, Карлом Зеллером, Карлом Миллекером, Лео Фолом, Ричардом Хеубергером, Эдмундом Эйслером, Ральфом Бенацким, Робертом Столзом, Эммерихом Кальманом, Нико Досталом и Зигмундом Ромбргом в 20-м столетии. Вершина англоязычной оперетты была достигнута Гильбертом и Салливаном, которые имели далеко идущее сотрудничество в Англии в течение Викторианской эры. Гильберт, пишущий либретто, и сэр Артур Салливан, пишущий музыку, создали 14 "комических опер" вместе, большинство которых было чрезвычайно популярно и в Великобритании и в других странах, особенно США, и остаются популярными до этого дня. Работы, типа «H.M.S. Pinafore», «The Pirates of Penzance» и «The Mikado» продолжают регулярно ставиться и даже некоторые адаптируют для кинематографа. Эти комические оперы повлияли на более поздние американские оперетты, таких как работы Виктора Герберта, и музыкальных комедий. Английская оперетта продолжалась в двадцатом столетии с работами таких композиторов, как Эдвард Герман, Лайонел Монктон и Гарольда Фрезер-Симсона - но все более и более они обретали особенности музыкальной комедии, пока различие между "старый мюзикл" и "современная оперетта" стерлись и стали почти незаметными. Более современные оперетты включают «Кандид» и некоторые успешные мюзиклы типа «Brigadoon». Конец 20-го столетия возобновил важность речитатива и с помощью использования в некоторых современных мюзиклах, фактически, приближает некоторые такие работы (до некоторой степени) к традиционной опере, а не к оперетте.

OFFelya: Нашла еще кое-что... Оставлю ссылку, кому интересно... click here "По структуре мюзикл близок к той разновидности оперетты, которая у нас, как и в других странах, получила название "музыкальной комедии" и которую сторонники чистоты жанра иногда принципиально отделяли от оперетты. Последней точки зрения придерживался, в частности, композитор И. Дунаевский. "В оперетте, - говорил он, - музыка играет ту большую роль, какая, в так называемых музкомедиях, может быть и необязательна. В оперетте все или почти все драматургическое действие, развитие характеров и сюжета решается средствами музыки. Музыкальная драмагургия в оперетте, таким образом, является обязательным и важнейшим фактором, цементирующим всю пьесу. Ее роль, то есть роль музыки в оперетте, принципиально такая же, как в опере, но выражается облегченными мелодическими и формальными средствами. Из музыкальной комедии можно легко убрать музыку и ставить пьесу в обыкновенном драматическом театре, что у нас нередко и делают. Из, оперетты музыку невозможно изъять, ибо она определяет пьесу, на ней строится все развитие сюжета, а в музыкальных номерах определяются характеры и их движение в сюжете". Сказанное И. Дунаевским применительно к оперетте и музыкальной комедии, можно перенести на оперетту и мюзикл. В оперетте, как в крупной музыкально-сценической форме, предъявляющей высокие вокальные требования к певцам, главенствующим элементом является музыка. Разговорные сцены часто служат лишь связками, подготавливающими музыкальные номера. Опереточное либретто не могло бы служить основой для самостоятельной постановки. В мюзикле главное место отводится пьесе, то есть литературному материалу. Показательно, что в США мюзиклы неоднократно были удостоены разного рода литературно-театральных премий среди лучших пьес года. " Я, признаюсь, не со всем вышесказанным согласна... Вернее не согласна с попыткой автора сравнить мюзикл и музыкальную комедию... Что же будет, извините, если из мюзиклов Уэбера убрать музыку!!! А вот из "Летучей мыши", например ( имею ввиду советскую музыкальную комедию ) можно и убрать... Все равно будет вполне приемлемо для просмотра...

Тали: Собственно говоря, мы были недалеки в своем понимании того, что подразумевается под мюзиклом, от написанного по ссылке. А тут возникает вопрос: а правильно ли считать ПО мюзиклом?

marina: OFFelya пишет: А вот из "Летучей мыши", например ( имею ввиду советскую музыкальную комедию ) можно и убрать... Все равно будет вполне приемлемо для просмотра... е же Летучая мышь - это не советская музыкальная комедия, а классическая оперетта Штрауса. Пардоньте! Арии из этой оперетты часто исполняют оперные певцы. ВОзможно и можно из нее убрать музыку, но,что тогда останется?

marina: Кстати, вот как о ней писала пресса: "Жемчужина венской опереточной короны", "бурлящая радость жизни", "праздник Диониса", "великолепная оргия", "оперетта всех оперетт" - наверное, не осталось ни одной похвалы, которая не была бы сказана в адрес "Летучей мыши". Все, происходящее в спектакле, поражает своей радостной беззаботностью и весельем.

Тали: marina пишет: что тогда останется? Блестящие юмористические диалоги , но вряд ли из них получится целостное произведение.

marina: Тали пишет: Блестящие юмористические диалоги , но вряд ли из них получится целостное произведение. СОвершенно согласна. Тем и хорошо подобное произведение, что оно неразделимо. И драматическое действие и музыка только дополняют друг друга. Интересно другое - как и в опере, так и в оперетте музыка как раз может существовать без драматического действия, просто в концертном исполнении. Что мы часто и видим, однако, чтобы сложилось целостное впечатление необходимо увидеть все одновременно. А вот, если взять к примеру оперетту того же Дунаевского "Вольный ветер", то ее сюжет вполне может существовать без музыки. Мое личное мнение.

Тали: marina пишет: Вольный ветер", то ее сюжет вполне может существовать без музыки. Очень даже может. Этакая революционно-драматическая комедия. Я не настолько ее хорошо помню - хотя мелькала она где-то по ТВ не слишком давно, а я уборку делала , - чтобы судить, создал ли Дунаевский музыкальные характеры героев. А в ПО точно есть темы, как в опере. Мне попадался подробный профессиональный разбор партитуры именно с этой точки зрения. Например, там упоминался так называемый оперный "дьявольский интервал" ми - фа диез - ре - до, введенный Уэббером в тему Призрака.

marina: Тали пишет: Например, там упоминался так называемый оперный "дьявольский интервал" ми - фа диез - ре - до, введенный Уэббером в тему Призрака. Очень интересно! То, что сэр Эндрю в музыке характеры своих героев выводит - это точно! И в ПО это есть и в Суперзвезде безусловно. А вот товарисч Дунаевский всего лишь написал музыкальные вставки к некому сюжету. Впрочем как и Тихон-Хренников, который написал Любовью за любовь (по Шекспировскому Много шума из ничего). Мне кажется, что их творчество в этом плане как раз можно назвать музыкальным спектаклем, но не классической опереттой и не мюзиклом.

Тали: Хи! Раскатали мы советских классиков, как каток улитку.

OFFelya: marina пишет: Летучая мышь - это не советская музыкальная комедия, а классическая оперетта Штрауса. Пардоньте! marina , я в курсе... Поэтому специально и выделила "Летучую мышь" Штрауса именно в этом - советском исполнении...

OFFelya: Тали пишет: Раскатали мы советских классиков, как каток улитку. Думаю, что и американские и советские классики хороши и заслуживают похвалы каждый в своем направлении...

OFFelya: Продолжаем разговор... Азбука жанра Театр № 9 1967 г. "Мюзикл - жанр, столь же характерный для театральной Америки, как джаз в музыке или небоскреб в архитектуре, - завоевывает все большую популярность в мире. Лучшие пьесы этого жанра поставлены во многих странах. Их своеобразие, напряженный сценический ритм, демократичность привлекли к себе внимание многих театральных деятелей и критиков. Серьезную дискуссию, посвященную этому жанру, провел немецкий журнал "Театер дер цайт". В пашей стране этот жанр тоже завоевывает признание. В Москве поставлены "Моя прекрасная леди" и "Вестсайдская история", в Ленинграде - "Целуй меня, Кэт" и "Цветок Миссисипи", в Свердловске - "Черный дракон" и так далее. Спектакли вызвали к жизни новые творческие проблемы, с этим жанром оказалась частично связанной судьба советских театров оперетты. О мюзикле можно слышать самые разноречивые мнения - от его бурной апологетики до скептических замечаний, что это "беспризорная оперетта". В связи со всем этим интересно проследить историю этого жанра и попытаться выявить его особенности. Насыщение жанра трагедийными мотивами - важнейшая особенность развития мюзикла в последние годы. Другая особенность - возрастающая роль музыкальной драматургии. Некоторые критики, исследующие этот жанр, даже высказывают предположение, что он движется к специфически национальной народной опере, построенной на популярной американской музыке. Дать определение мюзикла в одной развернутой фразе едва ли возможно, мы попытаемся определить этот жанр перечислением его свойств, аналогично тому, как в современной математике определяются алгебраические множества. Мюзикл - это пьеса, обладающая следующими особенностями: демократичностью, дискретной музыкально-драматической формой, синтетичностью, наличием элементов джаза, специфическим языковым колоритом, особенным вниманием к декорациям и костюмам. В ничем не нарушаемую драматическую линию произведения вкраплены двадцать-тридцать песенно-танцевальных номеров. Образ героя, созданный драматическими средствами, дополняется, усиливается и развивается в песне и танце." Здесь более полная информация click here

OFFelya: marina пишет: "как и в опере, так и в оперетте музыка как раз может существовать без драматического действия, просто в концертном исполнении" Получается так - опера и оперетта - это музыка, музыка и еще раз музыка... " "И. Дунаевский. "В оперетте, - говорил он, - музыка играет ту большую роль, какая, в так называемых музкомедиях, может быть и необязательна. В оперетте все или почти все драматургическое действие, развитие характеров и сюжета решается средствами музыки. Музыкальная драмагургия в оперетте, таким образом, является обязательным и важнейшим фактором, цементирующим всю пьесу. Ее роль, то есть роль музыки в оперетте, принципиально такая же, как в опере, но выражается облегченными мелодическими и формальными средствами. Из музыкальной комедии можно легко убрать музыку и ставить пьесу в обыкновенном драматическом театре, что у нас нередко и делают. Из, оперетты музыку невозможно изъять, ибо она определяет пьесу, на ней строится все развитие сюжета, а в музыкальных номерах определяются характеры и их движение в сюжете". А мюзикл - это не только музыка ( и не только оперная...), но и хореография: "Танцы были составной частью мюзикла с самого его рождения, но вначале это были лишь вставные номера, преимущественно чечетка." "Но подлинное признание хореография получила в мюзикле благодаря Агнес Де Милль. Она изменила саму концепцию танца в музыкальной комедии, сделала хореографию неотъемлемой и органичной частью мюзикла.""...наибольший же успех принесла ему хореография "Вестсайдской истории", известная нам по кинематографическому варианту. В этом мюзикле хореография заняла столь важное место, что драматические моменты стали восприниматься как хореографические паузы. Искусство обогатилось новым видом театральной выразительности - драматико-хореографической выразительностью. На сцену мюзикла пришел режиссер-хореограф." и центральная тема: "Что же касается драматургии внутри самой музыки, то в каждой пьесе есть "стар тьюн" - наиболее эффектный музыкальный номер, который звучит в спектакле несколько раз и обязательно проводится в конце, как, например, песенки "Странно, быть может" из мюзикла Кола Портера "Целуй меня, Кэт", "Хелло, Долли" из мюзикла того же названия, или "Я танцевать хочу" из "Моей прекрасной леди". Других связей между номерами может и не быть, но встречаются мюзиклы и с элементами развернутой музыкальной драматургии. Так в "Вестсайдской истории" терпкая фраза саксофона-альта, появляясь впервые в прологе и далее многократно повторяясь, как бы пронизывает весь спектакль..." и непрофессиональное пение популярных актеров: "...в постановках музыкального театра на главные роли часто приглашаются "сугубо драматические" актеры. В мюзикле "Моя прекрасная леди" в постановке театра "Эстония" главную женскую роль исполняет Линда Руммо, в итальянском мюзикле "Чао, Руди!" в главной роли занят Марчелло Мастроянни, а в английском мюзикле "Блиц" одна из главных ролей предоставлена Томасу Кемпинскому, недавно приезжавшему в нашу страну в составе труппы Лоренса Оливье." И еще многое другое... в той же статье...

marina: OFFelya пишет: Поэтому специально и выделила "Летучую мышь" Штрауса именно в этом - советском исполнении... Тое есть ты имела в виду тот совершенно замечательный художественный фильм, где играли братья Соломины, Олег Видов, Максакова, Дмитриев и т.д.? Но этот фильм - сам уже прроизведение искусства и ничего убрать из него нельзя, не получится... Музыкой подчеркивается действие и характеры. Впрочем как и из классической постановки. С мюзиклами, мне кажется, возникает одна проблемка. Я не претендую быть истиной в последней интсанции, как вы понимаете, а только хочу попробовать изложить свои ощущения и понимание. Меня несколько напрягает в мюзиклах то, что их все чаще и чаще ставят по сюжетам великих классиков, довольно сильно упрощая при этом сюжет. Я не в восторге от Ромео и Джульеты, от Оливера, от Нотр Дам де Пари и т.д. потому, что это некие, на мой взгляд, упрощенные, урезанные, не дающие действительного представления об исходном произведении спектакли. Это действительно попытка сделать классику в джаз или рок обработке, но... боюсь не самая удачная. Взять классику и попытаться ее опустить до уровня восприятия среднестатистического человека. (Не бейте меня тапками). Это упрощение, которое ведет к некоторой деградации мышления, на мой взгляд. Особенно удручает, что на вопрос "что такое Ромео и Джульета?" среднестатистический молодой человек отвечает уже - мюзикл. Действительный сюжет, драматические переживания героев, красота шекспировского стиха или диккенсовского слога, исчезают за какой-то арией, которую могут крутить по всем радиостанциям и телеканалам. Мне кажется, что это сродни рисованию комиксов по классическому произведению. Некая адаптация.

OFFelya: marina пишет: Тое есть ты имела в виду тот совершенно замечательный художественный фильм, где играли братья Соломины, Олег Видов, Максакова, Дмитриев и т.д.? Но этот фильм - сам уже прроизведение искусства и ничего убрать из него нельзя, не получится... Музыкой подчеркивается действие и характеры. Впрочем как и из классической постановки Разумеется это так! И музыку убирать оттуда нельзя! Просто я хочу подчеркнуть различие между оперой, опереттой и мюзиклом, будь он неладен... По оперетте Штрауса был поставлен музыкальный фильм, т.е фильм, в который "добавлена музыка"... И если, гипотетически, убрать из этого фильма музыку Штрауса, то его можно посмотреть как просто фильм с сюжетной линией "Летучей мыши" (что из это получится - это уже другой разговор...) А из оперетты музыку совсем нельзя убрать, потому что из музыки она ( оперетта ) и состоит... Вот, что я хотела сказать...

Тали: marina В целом, я согласна с твоей оценкой: мюзиклы на основе произведений классической литературы - это упрощение для широкой публики. Но... хорошо, если молодежь вспомнит хотя бы мюзикл "Ромео и Джульетта" (оперу Гуно не вспомнят точно), а не фильмец с участием ди Каприо.

Тали: По-моему, эту тему можно использовать в том числе как ликбез в области Оперы и оперных композиторов. Поскольку ария Федерико E la solita storia del pastor является одной из самых красивых вещей тенорового репертуара (и очень любима лично мною), хочу начать это благородное дело с информации о Франческо Чилеа. Франческо Чилеа Франческо Чилеа родился 26 июля 1866 года в маленьком местечке Пальми в Калабрии, что на юге Италии, в семье адвоката. В раннем детстве из-за психической болезни матери был отправлен отцом к бабушке по материнской линии. В семье царил дух музыки. Местный дирижер духового оркестра посоветовал отцу отдать его учиться игре на фортепиано. Однако вскоре отец отправляет семилетнего сына в Неаполь и помещает в частное учебное заведение. Мечта отца - сделать сына юристом. Впрочем, в школе большое внимание уделялось музыке, и, вскоре, у мальчика проявилось отчетливое стремление к занятиям композицией. Встреча с библиотекарем Неаполитанской консерватории Франческо Флоримо, лучшим другом Беллини, оказала решающее влияние на судьбу будущего композитора. В 1878 году он (несмотря на сопротивление родных) поступает в консерваторию. Его учителями были П.Серрао (гармония и контрапункт) и Б.Чези (фортепиано). Здесь Чилеа знакомится с другим студентом - Умберто Джордано - также ставшим впоследствии знаменитым композитором. Молодой музыкант делает блестящие успехи, побеждает в студенческих конкурсах. В 1884 году умирает отец. Юношу продолжает поддерживать Флоримо. Вскоре Франческо назначают руководителем студенческого хора и оркестра. Это дает ему право бесплатного посещения знаменитого театра "Сан Карло", где он получает свои первые и, возможно, самые важные оперные впечатления. В 1887 году, после участие в очередном консерваторском конкурсе, начинающий композитор получает заказ на сочинение оперы, которую по традиции должны будут поставить в консерваторском театре. Так рождается его первая опера "Джина" (1889, либретто Э.Голишиани по мотивам французской комедии начала 19 в.), получившая благожелательную критику. В 1889 Чилеа заканчивает консерваторию. Вскоре П.Серрао знакомит его с известным издателем Э.Сондзоньо, соперником знаменитого Рикорди. Тот заказывает композитору новую оперу "Тильда" на либретто А. Дзанардини, сотрудничавшего с Понкьелли, Каталани, Массне, переведшего на итальянский язык тетралогию Вагнера. Премьера "Тильды" (апрель 1892, театр Пальяно во Флоренции) имела хороший успех. Ее быстро поставили в ряде городов Италии, а осенью того же года в Вене, вызвав одобрение самого Э. Ганслика, знаменитого критика той эпохи. Чилеа, однако, был не удовлетворен своей новой работой и по прошествии некоторого времени забрал партитуру, чтобы никогда более к ней не возвращаться. Следующим этапом в творчестве композитора стала опера "Арлезианка" по драме А.Доде. В свое время к этой пьесе написал музыку Ж. Бизе. Сюиты из "Арлезианки" Бизе - украшение любого концерта симфонической музыки. Соперничество не смущало Чилеа, он писал увлеченно (хотя и довольно долго) и в 1897 году представил оперу на суд публики. Премьера оперы на либретто Л.Маренко состоялась 27 ноября 1897 года в миланском театре "Лирико". Эта премьера знаменита еще и тем, что в ней в партии Федерико выступил молодой Энрико Карузо. Плач Федерико (Lamento di Federico) из этой оперы стал одной из самых популярных арий тенорового репертуара и до сих пор восхищает своей проникновенностью. Сочинение было встречено хорошо, но без восторга. Впоследствии композитор дважды переделывал оперу (1889, 1912), но ожидаемого результата все равно не достиг. Впрочем, начиная с 30-х годов 20 в. она стала чаще появляться на театральных афишах и с тех вошла в мировой репертуар как редко исполняемое, но достаточно известное произведение. Во многом успеху способствовала постановка в "Ла Скала" (сезон 1935/36) с участием Маргериты Карозио (Виветта), Тито Скипы (Федерико), Джанны Педерцини (Роза Мамаи). В 1902 году Чилеа создает свою лучшую оперу, вошедшую в мировой фонд оперной классики - "Адриану Лекуврер" (Милан, театро "Лирико", либретто А.Колаутти по пьесе Э.Скриба). В мировой премьере пели Анжелика Пандольфини (Адриана), Энрико Карузо (Морис), Джузеппе де Лука (Мишонне), дирижировал Клеофонте Кампанини. В зале присутствовали Р.Леонкавалло, А.Франкетти, Г.Д'Аннунцио. Успех был полным. Вскоре композитору прислал восторженное письмо Ж.Массне, побывавший на одном из первых представлений. В течении года "Адриану" поставили во многих городах Европы и даже в Буэнос-Айресе. Отметим постановку 1905 года в Риме с участием Саломии Крушельницкой и Джованни Дзенателло. Успеху способствовало значительно возросшее мастерство Чилеа как композитора, мелодиста, тонко чувствующего нюансы человеческой души и сумевшего воплотить их в музыке. Кроме того, удачным было либретто, а также и само популярное произведение Скриба, в основу которого легла подлинная история выдающейся французской актрисы 18 в. Адриенны Лекуврёр. Следующей опере композитора "Глория" суждено было стать последней, среди поставленных на сцене. Либретто на средневековый итальянский сюжет (Сиена 13 века) ему предложил Колаутти. Премьера готовилась для карнавального сезона в Милане. 15 апреля 1907 она состоялась в "Ла Скала". В главных партиях были заняты Крушельницкая (Глория), Дзенателло (Лионетто) и Паскуале Амато (Бардо). За пультом стоял сам Артуро Тосканини. Вот это обстоятельство (по мнению композитора) и сыграло роковую роль в судьбе сочинения. Как считал Чилеа, Тосканини не любил это произведение, дирижировал без энтузиазма и не смог выявить все достоинства произведения, хотя на премьере были овации, и публика вызывала композитора много раз. Опера прошла всего три раза. Теперь же она забыта. Сам композитор (как это часто бывает) ценил это свое детище более других. Мощные хоры, изощренная инструментовка - все это оказалось напрасным трудом. Попытка возобновить оперу (в новой редакции) была сделана в 1932 году (Неаполь), но с тем же результатом. После очередной неудачи с оперой "Лесная свадьба" (1909), так и не увидевшей сцены, композитор практически перестает сочинять, не считая ряда инструментальных произведений. Он отдает себя преподаванию. С 1913 года он руководит консерваторией в Палермо, в 1916-35 годах - директор консерватории в Неаполе. Умер композитор 20 ноября 1950 года в итальянском городе Варацце.

Angel of Music: Обожаю оперетту "Сильва" Так интересно и легко от таких фильмов отдыхаешь, а музыка заставляет радоваться жизни!

Lady: "Сильва" - да, нравился мне фильм с И.Калныньшем

катя: скажи пожалуйстпа чем отличается опера от мюзикла?? очень надо­



полная версия страницы